«Я рисую этот мир»
«Я рисую этот мир» 14.10.2021

«Я рисую этот мир»

мирр4.jpgмирр3.jpgмирр2.jpgмирр1.jpgМультипликативный проект «Я рисую этот мир» в мае 2021г. был поддержан грантом Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми. Новым направлением проекта в рамках гранта в дополнение к художественным практикам рисования гуашью, является танце и игротерапия.

В сентябре 2021г. благодаря грантовой поддержке оснащены 3 творческие мастерские в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних и уже провдены первые занятия по изо - и танцетерапии для детей и подростков.
Проект «Я рисую этот мир» направлен на профилактику и коррекцию девиантного поведения детей и подростков, состоящих на учете в социальных учреждениях методами арт- и танцевальной терапии. Проект реализуется на территории Республики Коми в рамках федерального проекта «Формирование эффективных моделей и технологий коррекции девиантного поведения подростков в различных учреждениях с использованием художественного образования и культурологии» Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования» (ФГБНУ «ИХОиК РАО»).
В ходе реализации проекта планируется проведение занятий с детьми по изобразительной деятельности и танцевальной терапии, снижающих агрессию, тревожность, повышающих коммуникационные навыки и социальную компетентность детей и подростков, находящихся в социально-реабилитационных центрах и отделениях социальной реабилитации несовершеннолетних на территории Республики Коми, оснащение творческих мастерских в трех социальных учреждениях, дистанционное и очное обучение специалистов социальных учреждений арт и танцевальным технологиям в работе с детьми, которым требуется коррекция социального поведения, формирование игрового пространства в социальных учреждениях.
К реализации проекта привлечены специалисты и волонтеры ФГБОУ ВО «Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина». Апробация проекта «Я рисую этот мир» прошла в 2019-2021 году на базе трех детских домов города Сыктывкара и показала свою результативность. Технологии арт-терапии широко зарекомендовали себя в зарубежной практике работы с детьми, имеющими асоциальное поведение. Освоение и использование полученных технологий специалистами социальных учреждений в Республике Коми, работающих с семьями, детьми и подростками позволит в мягкой форме воздействовать на поведение детей и подростков с целью формирования у участников навыков поведенческой саморегуляции и социальной компетентности.
Руководитель лаборатории социально-педагогических исследований ИХОиК РАО, доктор политических и кандидат экономических наук, Наталья Михальченкова отмечает высокую значимость реализации практикоориентированных проектов и направлений фундаментального научного проекта.
Пилотными стали социальные учреждения на территории Республики Коми. Реализация мультипликативного проекта «Я рисую этот мир» на условиях социального партнерства СО НКО, при методической поддержке специалистов лаборатории социально-педагогических исследований ИХОиК РАО, заинтересованных министерств и ведомств, добровольческих объединений – это доступный механизм внедрения в воспитательный процесс социальных учреждений художественных методик и практик, игро- и танцетерапии.
Руководитель проекта – аспирант ИХОиК РАО Наталья Бутрим отмечает, что проект получил грант благодаря своей актуальности и новым подходам в коррекции и профилактике девиантного поведения детей и подростков.
Условия в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних и отделениях социальной реабилитации несовершеннолетних являются особенными для их воспитанников и с психологической и воспитательной точки зрения. Дети попадают в эти социальные учреждения в случае лишения родителей родительских прав, сиротства, трудной семейной ситуации и находятся в них чаще всего от одного месяца до полугода. Адаптация к новым условиям в состоянии психологического стресса без семейных контактов является сложным жизненным периодом для детей любого возраста. Их поведенческие проблемы обусловлены высоким уровнем

эмоциональной, сенсорной фрустрации, сильным чувством вины и обиды, высоким уровнем тревоги и страхов. Без снятия острого эмоционального состояния, невозможно проводить коррекцию поведения. Поэтому первый шаг – гармонизацию эмоциональной сферы ребенка можно реализовать, в том числе методами изобразительной и танцевальной, игровой деятельности.
Художественные практики рисования гуашью в таких условиях должны проходить только в микрогруппах до 6 человек, в удобное для этих занятий время, длительностью не более часа, так как дети в состоянии сильного психологического напряжения быстро переутомляются, занятия становятся мало эффективными. Рисование является безопасным способом разрядки напряжения, он позволяет вернуть ребенка в атмосферу раннего детского периода, где его окружало безусловное принятие, позитивное внимание и удовлетворяется потребность в признании. Ребенок рисуя- расслабляется, так как высвобождается психологическая энергия, которая тратилась на неэффективное напряжение. Демонстративное поведение, негативизм, замкнутость постепенно уступают место инициативности, творчеству, радости от взаимодействия. Занятия с детьми носят очный характер, в них принимают участие специалисты социальных учреждений, так же в рамках гранта будет подготовлены онлайн-семинары и методические материалы для специалистов по работе с детьми.

Возврат к списку